История создания ГИБДД Хакасии

За более чем 70-летнее существование в системе органов внутренних дел Российской Федерации Госавтоинспекции в ГИБДД Хакасии сложилась своя история.

3 июля 1936 года Правительство СССР приняло Постановление о передаче из Центрального управления Дортранса при Совнаркоме СССР в органы рабоче-крестьянской милиции государственной автомобильной инспекции. В августе того же года из Абаканского дорожно-эксплуатационного участка в Хакасское областное управление милиции вошла Госавтоинспекция. Состояла она тогда из двух человек: автоинспектора Николая Гавриловича Донова, шофера по специальности и секретаря Прокопия Степановича Комазакова. Вскоре штат сотрудников пополнился еще на два человека.

Начиналось все с одного инспектора. По специальности он был водителем. Рабочий кабинет располагался в обыкновенной крестьянской избе. А служебным транспортом была машина-«полуторка».

В то время, а было это в тридцатые годы, в области насчитывалось несколько сотен государственных грузовых автомашин, личных же не было ни одной.

Из выступления госавтоинспектора Хакасского областного управления милиции на 5-ой областной партконференции, состоявшейся 17 февраля 1939 года в городе Абакане:

«Наша область с 1936 года имеет рост автомашин на 220%. Мы имеем 1120 автомобилей. Использование автотранспорта низкое, всего лишь 54%, против правительственного задания 78% ходового парка».

В начале 1944 года Н. Г. Донова сменил Анатолий Васильевич Лысенко. При Лысенко в штате ГАИ было, как и раньше, три инспектора и секретарь. И это на всю Хакасию!

После окончания Великой Отечественной войны служба ГАИ УВД Хакасии пополнилась фронтовиками. В числе первых здесь стали работать специалисты по автоделу. Это Иван Васильевич Слесаренко, Андрей Семенович Сулимов, Петр Алексеевич Федотов. Сулимов, к примеру, имел среднетехническое образование, причем именно по автотехнике. Много сил и энергии вложил в становление службы И. В. Слесаренко, контролируя использование и сбережение автотехники, поступавшей во вновь создаваемые совхозы в связи с освоением целинных земель в Хакасии.

В начале пятидесятых Госавтоинспекцию Хакасии возглавил Павел Кузьмич Лепеченко. В эти годы в связи с бурным ростом народного хозяйства предприятия стали пополняться транспортом. Нагрузка на сотрудников ГАИ увеличилась. Однако неоднократные просьбы об увеличении штатов автоинспекции руководством УВД края отклонялись.

В 1954 году начальником отделения ГАИ УВД Хакасии был назначен Павел Владимирович Вязовых. Он был принят в милицию 20-летним пареньком, еще в 1937 году. В июле 1942 года Вязовых  П. В. добровольцем ушел в действующую армию, в составе 78-ой стрелковой бригады. Награжден двумя орденами Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.».

В 1955 году в структуре отделения ГАИ УВД появились межрайонные участки ГАИ. Таких участков на территории тогда еще Хакасской автономной области было образовано три: при Аскизском, Ширинском и Усть-Абаканском РОВД. Работал на каждом участке один сотрудник в ранге старшего автоинспектора.

В шестидесятые годы во главе ГАИ встал Николай Валентинович Соколов. С 1949 по 1957 годы он проходил службу в Туркестанском и Приморском военных округах в должности командира автовзвода, а затем автороты. В сентябре 1958 года Соколов  Н. В. был назначен старшим инспектором дорнадзора. А июле 1966 года с должности начальника ГАИ УООП Хакасского облисполкома переведен на должность начальника отделения ГАИ Дивногорского горисполкома Красноярского края.

В конце 60-х Госавтоинспекцией руководил Григорий Константинович Угдужеков.

А в апреле 1971 года начальником отдела ГАИ УВД Хакоблисполкома Красноярского края был назначен Владимир Анфиногенович Дуля. К тому времени он имел уже большой опыт работы в милиции, поэтому справлялся с возложенными на него задачами успешно. Одной из главных заслуг нового начальника ГАИ в первый период его работы стало то, что он добился перевода отдела в новое служебное здание. До этого отдел ГАИ ютился в ветхом и тесном помещении. Штат сотрудников был увеличен. При нем в Абакане на перекрестке улиц Пушкина — Тараса Шевченко, в районе центрального рынка, был установлен первый светофор. Тогда же была «нарисована» и первая дорожная разметка на улицах Пушкина и Щетинкина. Появилась многочисленная информация, новые дорожные знаки, в том числе и светящиеся. Тогда же был построен подземный переход у универмага и организовано круговое движение в районе хлебозавода. По его инициативе в 1973 году жители области еженедельно смотрели специальный выпуск «Сигнал ГАИ», который журналисты телевидения готовили совместно с сотрудниками ГАИ.
В 1975 году Владимира Анфиногеновича, учитывая его деловые качества и политическую подготовку, руководство УВД облисполкома назначило на должность начальника Абаканского городского отдела внутренних дел и во главе Госавтоинспекции встал Владимир Захарович Волков. По его инициативе, в середине семидесятых годов была создана группа общественных автоинспекторов, которые оказывали существенную помощь в контроле за соблюдением правил уличного движения водительским составом.

В 1977 году Волков  В. З. был переведен на должность начальника ГАИ Назаровского ГОВД, а Госавтоинспекцию области вновь возглавил Дуля  В. А. Таково было решение руководства. С формулировкой «в силу того, что является добросовестным работником, хорошим специалистом по линии Госавтоинспекции и имеет значительный опыт работы в ГАИ» Владимир Анфиногенович в июне 1977 года перемещен на должность начальника отдела ГАИ УВД облисполкома.

В 1985, после того, как В.А Дуля вышел на пенсию, руководителем Госавтоинспекции был назначен Соложенкин Виктор Петрович, а его приемником в 1986 году стал Лазарь Яковлевич Магдаласов, прослуживший в должности начальника ГАИ Хакасии более 17 лет. Л. Я. Магдаласов был принят на службу в органы внутренних дел в сентябре 1973 года после окончания Красноярского политехнического института. Лазарь Яковлевич — первый начальник службы ГАИ, за плечами которого было высшее техническое образование. Начинал службу лейтенантом милиции, а вышел на заслуженный отдых полковником.

В августе 2003 года начальником Госавтоинспекции республики был назначен Сергей Валерьевич Жулёв, ранее занимавший должность заместителя начальника ГИБДД Хакасии. Этому назначению предшествовал большой трудовой путь. Начинал службу старшим инспектором ДПС. В дальнейшем работал инженером по специальной технике, госавтоинспектором регистрационно-экзаменационного подразделения, начальников контрольно профилактического подразделения.

Под руководством Сергея Валерьевича Жулёва отдел ГИБДД МВД Хакасии «превратился» в управление, в связи с чем отпала необходимость грамотным сотрудникам, профессионалам своего дела, искать новые места работы для продолжения карьерного роста. Продолжено интенсивное оснащение подразделений Госавтоинспекции специальным транспортом, оборудованием, компьютерной техникой. По его инициативе приобретен первый в республике передвижной пункт медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

С августа 2007 года руководит управлением ГИБДД МВД по Республике Хакасия подполковник милиции Игорь Александрович Юртаев.

Со дня образования Госавтоинспекции работа в этой службе во многом изменилась, стала сложнее. Круг решения задач ГИБДД значительно расширился. Обеспечение безопасности дорожного движения — это целый комплекс мероприятий, который в современных условиях решают различные подразделения ГИБДД.

От ГАИ более ранних времен мы унаследовали взаимодействие с другими службами правоохранительной направленности и организациями. Сейчас автоинспекция тесно взаимодействует с министерствами и ведомствами, общеобразовательными учреждениями, средствами массовой информации, весь спектр не перечислить.

Сотни сотрудников Госавтоинспекции Хакасии месяц за месяцем, год за годом обретают свой профессионализм, совершенствуют методы своей работы. И нужно отдать должное их безграничной преданности своему делу и неиссякаемому энтузиазму, на котором порой все и держится! Ведь годы бегут, все изменяется, но неизменным остается одно — сотрудник Государственной инспекции безопасности дорожного движения, как и прежде, гарант нашей безопасности на дорогах и улицах, защитник законных прав и интересов всех участников дорожного движения!

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2018, МВД России